Предисловие ко второму тому "Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворика Вышенского" 19.03.2019

Предисловие ко второму тому "Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворика Вышенского"






Слово к читателям второго тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» 

Продолжая публикацию биографических сведений об аскете и духовном писателе XIX века святителе Феофане (Говорове), Издательский совет Русской Православной Церкви предлагает вниманию читателей второй том Летописи его жизни и творчества. 

Данное издание представляет сборник редких архивных материалов и уже опубликованных сведений, в которых подробно раскрывается сравнительно непродолжительный период биографии святителя — первые четыре года его епископского служения, когда он возглавлял Тамбовскую епархию. 

Служение святителя Феофана правящим архиереем на Тамбовской земле отражено в официальных документах: указах, донесениях, определениях, представлениях, отзывах, журналах заседаний и др. Перечисленные материалы составляют часть общирной коллекции документов из канцелярий, во-первых, Святейшего Синода и его обер-прокурора, и во-вторых, Тамбовской духовной консистории, которые хранятся  соответственно в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге  и в Государственном архиве Тамбовской области  (ГАТО). Многие из них издаются впервые. 

Немало интересных сведений было выявлено при изучении документов в заграничных архивохранилищах: Институте рукописей Национальной библиотеки Украины в Киеве (ИР НБУ) и архиве Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА). В частности, в АРПМА хранятся официальные документы и черновики святителя, в которых он выступает как церковный деятель. Так, в них отражены его суждения о церковных взаимоотношениях греков и болгар, о развитии духовных школ, о состоянии православной журналистики и других аспектах общецерковной жизни. 

На Тамбовской кафедре святитель Феофан вел частную переписку, много проповедовал, публиковал статьи и послания, в которых выражал свое мнение по насущным проблемам своей паствы, по актуальным вопросам епархиальной и общественной жизни. Во втором томе «Летописи…» представлены его проповеди и сочинения, а также –– епистолярное наследие. Среди них читатель найдет как ранее изданные, так и неопубликованные материалы, которые были выявлены в АРПМА, Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Москве (НИОР РГБ), в Рукописном отделе Института русской литературы Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге (РО ИРЛИ РАН). Впервые публикуемые письма и другие архивные свидетельства открывают читателю малоизвестные биографические факты, позволяют составить представление о масштабах епископских трудов святителя по устроению Тамбовской епархии, выявляют новые грани его служения Церкви. 

Среди прочих документов в данном томе «Летописи…» нашли отражения разнообразные публикации о его жизненном пути, а также исторические сведения о Тамбовской епархии, которые помещали на своих страницах центральные периодические издания: «Духовная беседа» (СПб), «Душеполезное чтение» (Москва) и журналы духовных академий: «Христианское чтение» (СПб), «Труды Киевской духовной академии» и «Православный собеседник» (Казань). Также здесь представлены значительные фрагменты отдельно изданных биографических сочинений о  святителе, где дан глубокий анализ его творений. Наиболее авторитетное из них принадлежит архимандриту Георгию (Тертышникову). 

При составлении второго тома «Летописи…» был учтен и обширный пласт материалов местной церковной печати, прежде всего  –– журнала «Тамбовские епархиальные ведомости». Кроме проповедей и сочинений святителя Феофана, сюда относятся хроники епархиальной жизни, статистические сведения по епархии, извещения о награждениях духовенства, воспоминания современников, исторические описания епархиальных монастырей. Все они погружают читателя в атмосферу современной ему эпохи, позволяют увидеть изнутри многие проблемы, требовавшие решения епархиального архиерея в Российской империи XIX столетия. 

Все факты о жизни и деятельности святителя Феофана, согласно жанру Летописи, размещены в хронологическом порядке, что позволяют буквально по дням проследить обстоятельства жизни, образ действий и внутренние расположения епископа Феофана. Из их совокупности вырисовывается живой образ глубоко неравнодушного архипастыря, искренне заботящегося о благоустройстве Церкви, деятельно радеющего о спасении всех ее членов — клира, монашествующих, мирян. 

Начало архиерейскому служению святителя Феофана было положено в мае 1859 года, когда он был назначен епископом Тамбовским и Шацким. Через месяц после хиротонии, состоявшейся 1 июня, владыка прибыл в Тамбов. Непосредственным предшественником святителя на Тамбовской кафедре был его одноклассник по Киевской академии — церковный историк и богослов, впоследствии митрополит Московский Макарий (Булгаков). Перед своим отбытием на новое место служения епископ Макарий сказал опечаленной разлукой пастве: «Забудете меня очень скоро, если к вам будет назначен епископ Феофан. Это — замечательный человек»[1]

Первая епархия епископа Феофана была одной из обширнейших в Российской империи и по территории, и по населенности. Столь же значительным по количеству был и ее клир, состоявший под управлением архиерея. Не считая монашествующих, церковный причт насчитывал более тысячи священнослужителей и около семисот диаконов, а количество причетнических мест превышало две тысячи[2]

Учитывая, что в Тамбовской епархии были приходы, насчитывавшие до полутора тысяч одного лишь мужского населения,  епископ Феофан выхлопотал у Святейшего Синода разрешение назначать в подобные общины вторых священников,  с тем чтобы была возможность уделять достаточно внимания всем пасомым [3]

Своеобразие архиерейского служения святителя Феофана определялось  и важными переменами в России, последовавшими за отменой крепостного права в феврале 1861 года. «Епископствование Феофана в Тамбове совпало со временем введения в жизнь разного рода реформ», — писал его биограф, подчеркивая, что эти перемены происходили «не только в гражданской, но и в церковной жизни России»[4]

Проведением преобразований в своих епархиях занимались правящие епископы. От них требовалось осмысление проблем и причин их возникновения, выработка приемлемых мер по их преодолению и апробация новых форм епархиальной и приходской деятельности. Все это выпало на долю епископа Феофана еще в Тамбове. 

Публикуемые в этом томе документы свидетельствуют об активном участии святителя в оживлении внутрицерковной жизни. Он видел в этом возможность пробудить в народе искреннюю веру во Христа, любовь к Его Церкви, желание строить свою жизнь по евангельским законам, а в духовенстве — ревность к неформальному исполнению своих пастырских обязанностей, стремление стать поистине духовными руководителями для всех верующих. 

Подлинным бедствием Тамбовской епархии с момента ее учреждения в 1682 году были духовное невежество и грубость нравов. Даже среди христианского населения были широко распространены языческие заблуждения, раскольничество, сектантство. Каждый из 14 архипастырей, трудившихся до епископа Феофана на Тамбовской кафедре, стремился, как мог, исправить положение. Наиболее существенных результатов достиг святитель Питирим Тамбовский[5], который известен своими просветительскими трудами среди разных слоев населения и возвращением многих раскольников в лоно Матери Церкви. 

По примеру своего предшественника, тогда еще не прославленного, но уже широко почитавшегося в народе, святитель Феофан признал первостепенным делом своего епископского служения религиозное просвещение и нравственное воспитание. Важным его шагом в решение этих задач стало издание журнала «Тамбовские епархиальные ведомости». Святитель принимал непосредственное участие в подготовке каждого номера, публиковал на его страницах свои сочинения и архипастырские обращения. 

Святитель Феофан считал церковную проповедь действенным средством духовно-нравственного воспитания народа и не только сам неопустительно проповедовал за каждым богослужением, но и настоятельно требовал этого от духовенства своей епархии, всячески поощряя наиболее усердных проповедников. Так, летом 1861 года, «за назидательные поучения, произносимые им в 1860 году» был награжден набедренником «священник города Козлова Вознесенской церкви Николай Воскресенский»[6]. Несколько месяцев спустя тамбовские священники Георгий Хитров, Иоанн Сладкопевцев и Николай Афанасьев были удостоены архипастырского благословения, с внесением в формулярные списки, «в образец другим, за особенное усердие и труды в составлении поучений, произносимых при кафедре его преосвященства»[7]. Но иногда епископ Феофан прибегал и к публичному порицанию нерадивых пастырей. Утверждая решение Духовной консистории оштрафовать одного из священников за то, что тот не проповедовал в течение полугода, не имея уважительных причин, святитель добавил: «не говорившего поучений припечатать в Ведомостях к сведению по епархии», — что и было исполнено[8]

Не ограничиваясь административными мерами, епископ Феофан оказал пастырям Тамбовской епархии и деятельную помощь в подготовке проповедей, опубликовав на страницах епархиального журнала статью «Как составить проповедь» и сборник кратких поучений святых Отцов. «Проповедник имеет дело с душами слушателей. Его долг — раскрыть им волю Божию и расположить их следовать ей»[9], — четко ставил цель святитель в статье, которая может служить пособием по гомилетике. 

Не менее значимым вкладом епископа Феофана в развитие приходской жизни и повышение духовного просвещение уровня тамбовской паствы стало открытие церковных школ. Повсеместно при храмах были учреждены приходские училища и воскресные школы, посещение которых было общедоступным[10]. В то время для большинства сельского населения церковноприходские школы были единственной формой обучения. Воскресные школы учреждались в городских приходах, компенсируя недостатки религиозного образования, которое предоставляли светские учебные заведения. 

Школы при храмах организовывали их настоятели, и снова, как следует из публикаций в епархиальной прессе, епископ Феофан преимущественно выделял положительные примеры и поощрял ревностных пастырей. Так, в 1861 году епископ Феофан наградил набедренником священника Модеста Спасского, который, как сообщалось в «Тамбовских Епархиальных ведомостях», «открыл при своей приходской церкви безмездную школу для обучения детей прихожан первоначальной грамоте, молитвам и пению, в которой ныне обучается обоего пола до 40 детей»[11]

К числу важнейших начинаний епископа Феофана в Тамбовской епархии относится организация Епархиального женского училища. Святитель сделал все для открытия этого учебного заведения, включая сбор пожертвований и разработку устава, но училище начало свою работу вскоре после его отъезда из Тамбова. 

Многие публикации в епархиальной прессе свидетельствуют о сострадательном отношении святителя Феофана и к нуждающимся жителям Тамбовской губернии, и к бедственному положению православных на Ближнем Востоке[12]. Со страниц епархиального журнала он утешал и соболезновал, укреплял в терпении скорбей, а также материально помогал пострадавшим от засухи и вызванных ею пожаров. 

Немалая часть публикуемых материалов раскрывают постоянное архипастырское попечение святителя о храмах и монастырях епархии. Его заботами осуществлялся капитальный ремонт церковных зданий, в частности семинарского храма, благоустраивались уже существовавшие монастыри и строились новые[13], закреплялись благочестивые традиции. Вскоре после своего назначения он доносил в Святейший Синод об учреждении крестного хода из Успенской Вышенской пустыни в город Моршанск с чтимой иконой Божией Матери «Казанская»[14]

Надо отметить, что особое попечение святитель проявлял об укреплении и налаживании монашеской жизни в епархии. Его миролюбивый, взвешенный подход к управлению иноческими обителями проявился и в отношении  Дивеевского монастыря. Эта обитель, расположенная на территории соседней Нижегородской епархии, в виду особых обстоятельств временно была поручена ведению святителя. Благодаря его стараниям в обители была восстановлена размеренная монашеская жизнь. Этому эпизоду архиерейского служения святителя посвящена подборка документов из фондов РГИА и НИОР РГБ. 

Сугубое внимание святителя к устроению монастырей не было случайным. Оно обнаруживало его прежнюю склонность к уединенной жизни, исполненной аскетическими подвигами. При первом же посещении Успения Пресвятой Богородицы Шацкой Вышенской пустыни во время объезда епархии, этот монастырь особенно привлек его не только строгостью устава, но и уединенным расположением и красотой окружающей природы. С того времени святитель прочно утвердился в намерении провести здесь остаток жизни. Его потаенные настроения выдает фраза, сказанная весной 1862 года при прощании с игуменом Аркадием (Честоновым), которого он назначил настоятелем Вышенской обители: «Поезжайте, а потом я к Вам приеду»[15]. Однако это желание святителя исполнилось уже после того, как он завершил архиерейское служение на Владимирской кафедре, куда был назначен летом 1863 года. 

Деятельность святителя Феофана во главе Тамбовской епархии была непродолжительна, но чрезвычайно плодотворна, являя пример усердной заботы о благоустройстве епархиальной и общецерковной жизни. И поистине справедивы слова его биографа, назвавшего эту деятельность  «неутомимой, неусыпной и исполненной самоотвержения»[16]. Подтверждение этим словам читатель найдет на страницах второго тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». 

 

 

+ Климент, 

Митрополит Калужский и Боровский, 

Председатель Издательского совета 

Русской Православной Церкви, 

Председатель Научно-редакционного 

Совета по подготовке Полного собрания творений 

святителя Феофана Затворника Вышенского, 

доктор исторических наук 



[1] См. «Церковные Ведомости». 1894 г. № 8. С. 250—251. 

[2] См. Корсунский И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. Биографический очерк. Тип. А. И. Снегиревой. М., 1895. С.74—75. 

[3] См. Распоряжения Епархиального Начальства. // ТЕВ. 1861. № 2. 9 июля. Офиц. С.12. 

[4] Ключарев А. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность (1815–1894) // Православный собеседник. Ч. 2. Ноябрь. Казань, 1904. С. 818. 

[5] Святитель Питирим, епископ Тамбовский (1645-1698) находился на Тамбовской кафедре с 1685 года до своей кончины. 

[6] Распоряжения Епархиального Начальства. // ТЕВ. 1861. № 2. 9 июля. Офиц. С. 11—12. 

[7] Распоряжения Епархиального Начальства. // ТЕВ. 1861. № 14. 1 октября. Офиц. С. 102. 

[8] См. Распоряжения Епархиального Начальства. // ТЕВ. 1861. № 25. 17 декабря. Офиц. С. 183. 

[9] Феофан (Говоров), епископ. Как составить проповедь. // ТЕВ. 1862. № 8. 15 октября. Приб. С. 312. 

[10] См. Распоряжения Епархиального Начальства. // ТЕВ, 1861. № 4. 23 июля. Офиц. С. 28—29; Распоряжения Епархиального Начальства. // ТЕВ. 1861. № 9. 27 августа. Офиц. С. 69. 

[11] Распоряжения Епархиального Начальства. // ТЕВ. 1861. № 1. 2 июля. Офиц. С. 4. 

[12] Распоряжения Епархиального Начальства. // См. ТЕВ. 1861. № 4. 23 июля. Офиц. С. 31. 

[13] Распоряжения Епархиального Начальства. // См. ТЕВ. 1862. № 29. 13 января. Офиц. С. 17. 

[14] См. Донесение в Святейший Правительствующий Синод об учреждении крестного хода из Успенской Вышенской пустыни в город Моршанск с иконой Божией Матери «Казанская» // РГИА. Ф. 796. Оп. 142. Ед. хр. 1237. Л. 1–3об. 

[15] См. Богоявленский И., свящ. Архимандрит Аркадий –– настоятель Вышенской пустыни, Тамб. губ., Шацкого уез. Тамбов. 1912. С. 8. 

[16] Хитров Михаил Иванович, прот. Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский. Изд. 2 М., 1905. С. 14.