СЛОВО ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО


КЛИМЕНТА,


МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО,

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


на презентации проекта издания

Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского

 

(Московская международная книжная выставка-ярмарка,

7 сентября 2011 года)

 

 

 Ваши Высокопреосвященства!

 

Уважаемые дамы и господа!

 

Дорогие братья и сестры!

 

 

Сердечно приветствую всех гостей и участников презентации проекта первого научного и просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского.

В 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения этого великого подвижника веры и благочестия и замечательного духовного писателя, благодаря трудам которого и в наши дни многие миллионы людей и в нашей стране и за рубежом обретают веру истинную, обретают путь спасения. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот славный юбилей будет отмечаться на общецерковном уровне.  

Одной из основных задач в ходе к празднованию является подготовка первого научно-просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, для организации и проведения которой сформирован специальный Научно-редакционный совет. В состав совета вошли известные отечественные филологи, текстологи, богословы, историки, представляющие как церковную, так и светскую науку современной России.     

Прежде всего необходимо сказать несколько слов о том, почему именно личность святителя Феофана Затворника и его творения привлекли к себе наше особое внимание.   

Во-первых, святитель Феофан является не только крупнейшим отечественным богословом XIX века, работавшем в русле православной святоотеческой традиции, но и учителем Церкви. Во время своего почти тридцатилетнего пребывания в затворе в уединенном Вышенском монастыре тогда Тамбовской, а ныне Рязанской епархии Русской Церкви святитель Феофан, пребывая в молитвенном подвиге, большую часть своего времени посвящал богословским трудам и деланию на ниве духовного просвещения. Нет ни одного жанра и вида богословской литературы, в котором бы не потрудился Вышенский затворник. Это и догматические произведения, и работы по аскетике, и агиология, и проповедь, и патристика – переводы древних отцов Церкви. Святитель Феофан работал в русле святоотеческой традиции, и потому труды его нельзя искусственным путем разделить на отдельные области богословской науки, как это принято в академическом богословии. Они соединяют в себе все богатство святоотеческого опыта. Самое же главное заключается в том, что богословие святителя Феофану подчинено одной цели – широкой проповеди христианской жизни, научению, по стезям святых отцов, пути спасительному, ведущему человека в Царствие Небесное.  

Во-вторых, основную часть произведений святителя составляют произведения духовно-нравственного характера, духовно-просветительского характера, предназначенные в первую очередь для светских читателей, в том числе и для людей с секулярным сознанием, но стремящихся возвратиться в лоно Матери-Церкви. Нужно сказать, что уже во времена святителя Феофана равнодушие в Богу и Церкви или даже совершенное оставление Бога было характерно для большинства представителей образованного класса России. Что же говорить о наших днях? Поэтому творения святителя Феофана как никогда актуальны сегодня. Среди всех произведений отечественных отцов и подвижников благочестия эти творения наиболее активно способствуют обращению многих миллионов жителей России от тьмы безбожия ко Христу, являются для многих важнейшим побудительным стимулом к началу духовной жизни.

Святитель Феофан оставил самое богатое творческое наследие из всех русских духовных писателей XIX века. Это наследие остается по большей части совершенно неизученным, а во многом даже неисследованным, неоткрытым. Нужно  ввести его в научный оборот, в первую очередь, дать читателям возможность работать с исходным, «каноническим» текстом творений святителя.

Очень важной задачей, вставшей перед Научно-редакционным советом в ходе подготовки научного издания трудов святителя Феофана является полноценное возрождение русской патристики, изучения творчества русских духовных писателей, как в духовной, так и в светской школе. В этом вопросе мы рассчитываем на помощь и поддержку как представителей профессорско-преподавательских корпораций духовных академий и семинарий, прежде всего Московской Духовной Академии и Семинарии, так и ученых-гуманитариев из светских вузов.

Исходя из всех этих предпосылок, в октябре 2010 года была начата работа над подготовкой Полного собрания творений святителя Феофана Затворника и, в первую очередь по составлению плана издания, в который вошли все произведения святителя, как оригинальные, так и переводные, а также его обширная переписка. В соответствии с планом издание предусматривает 3 серии: богословские творения, переводы и переложения, письма. В рамках каждой серии предусмотрено также деление на особые разделы. Общий объем издания, с учетом не публиковавшихся ранее творений – более сорока томов.    

В соответствии с основной направленностью творчества святителя Феофана  Полного собрание его творений базируется на двух принципах – научном и духовно-просветительском. Научная составляющая заключается в том, что в рамках издания публикуются тексты святителя в восстановленной авторской редакции – по рукописям и всем прижизненным изданиям его произведений. В примечаниях к текстам приводятся списки всех исправлений и разночтений по различным редакциям. Кроме того, творения святителя снабжаются комментарием, в котором подробно раскрывается творческая история того или иного произведения, даются статьи и пояснения богословского и церковно-исторического характера, приводится основная библиография в рамках проблематики, затронутой святителем Феофаном.

Так как в основе издания лежит обращение прежде всего к рукописным текстам святителя, Научно-редакционным советом проводится масштабная работа по собиранию рукописей произведений и писем святителя более чем в 70 архивах России, Ближнего и Дальнего Зарубежья. В настоящее время объем рукописного материала составляет около 10 000 листов и в основном это автографы святителя Феофана.

Отдельным направлением работы Научно-редакционного совета является составление Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника. В дальнейшем такая Летопись ляжет в основу подробного Жизнеописания святителя Феофана Затворника, которое до сих пор в нашей литературе, даже церковной, отсутствует. Составление Летописи возглавляет Заведующая Отделом русской классической литературы Института мировой литературы Российской Академии Наук, профессор, доктор филологических наук Марина Ивановна Щербакова. Летопись, объем которой на сегодняшний день составляет более 70 авторских листов, отмечает все события, связанные с жизнью и творчеством святителя. Планируется выпустить Летопись в виде отдельной серии, как издание, которое будет сопровождать выход в свет Полного собрания творений святителя Феофана.       

Духовно-просветительское значение издания заключается в том, что оно дает возможность не только ученым, но и широкому читателю ознакомиться с творениями святителя Феофана и представляет в связи с этим определенные существенные удобства. Так, предусмотрено 2 варианта издания – полиграфическим способом и электронное - через размещение на специальном сайте, посвященном изданию, подготовленных текстологами творений святителя, списков исправлений и разночтений к этим творениям в различных цифровых форматах. Это позволит огромной читательской аудитории в интернете практически мгновенно получать доступ к произведениям святителя в его авторской редакции. При этом главным, безусловно, остается бумажный, полиграфический вариант издания, в котором та же авторская редакция текстов святителя будет представлена в современной орфографии, что, без сомнения, должно способствовать внимательному чтению произведений читателями из самых разных слоев российского общества. Кроме того, планируется адаптировать церковно-историческую и историко-литературную части комментария и для чтения неспециалистами. В рамках подготовки большого Жизнеописания святителя Феофана будут освещены не только его богословские и подвижнические труды, но и вся многогранная деятельность, в том числе и дипломатическая, направленная на благо Церкви и на пользу Российского Государства.

Сегодня мы представляем Вам презентационные выпуски текстов святителя Феофана Затворника, которые войдут в последующем в первые три тома Полного собрания творений святителя. Это его ранние творения аскетического характера, ранние проповеди, а также «Письма о христианской жизни» - произведение,  получившее широкую известность сразу после его появления из печати – на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XIX века. Отдельный выпуск – «Приложения» к этим «Письмам», в которых автор приводит как свои размышления на темы аскетики, так и переводы трудов древних подвижников Православной Церкви.

Хочу подчеркнуть, что «Письма о христианской жизни» - одно из первых произведений святителя, в котором сделана попытка изложения основ аскетики для мирян. Оно обращено к мирским, даже светским людям и повествует об основах духовной жизни человека и о пагубности отступления от этих основ. Следовательно, это вполне применимо к нашим современникам и нашему обществу сегодня.

Проект Полного собрания творений святителя Феофана Затворника не начал бы претворяться в жизнь, если бы не отеческое внимание со стороны священноначалия Русской Православной Церкви, со стороны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, если бы не помощь и поддержка со стороны Российского Государства. Позвольте же поблагодарить всех тех, кто помогает в осуществлении этого проекта, в богоугодном деле подготовки первого научного издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника.

Желаю всем Вам помощи Божией и молитвенной поддержки святителя Феофана в изучении и освоении духовного наследия этого великого угодника Божия и учителя Русской Церкви!